Сознание
К истории проблемы сознания в философии и психологии
Сознание — полисемантичный (имеющий множество значений) термин. О сознании говорится и как о способности ощущать и чувствовать (ср.: «потерять сознание», «быть без сознания») и как о присущей человеку способности категоризировать некую информацию и вносить ее в целостную понятийную систему (тезаурус) знаний о мире — «осознавать» или «понимать».
О проблеме индивидуального сознания
Проблема сознания индивида принадлежит к числу важнейших и к числу более трудных, чем деятельность - считали А.Н.Леонтьев и Б.Ф.Ломов. В советский период она практически не исследовалась. В практике образования подразумеваемый объем сознания был вложен в цель воспитания: способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь собственными поставленными целями. Способность вести себя произвольным образом была доминирующим признаком воспитанности.
Смысловая теория мышления и познавательная сфера личности
О.К. Тихомиров подчеркивал, что своеобразие человеческой психики заключается не только в наличии сознания, но и в том, что «у человека специфичны и сознание, и неосознанные формы психического отражения». Специфику мышления человека он рассматривал в контексте идеи Л.С. Выготского о психологических системах и единстве познавательной и смысловой сфер сознания. Составляющие сознания «функционируют не сами по себе, а образуют определенное единство, систему, вне которой понять природу отдельной составляющей невозможно». Соответственно этим методологическим установкам интеллектуальные и смысловые процессы нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Важнейшим результатом развития этой идеи в смысловой теории мышления (СТМ) стало открытие не только новых составляющих сознания, но и «новых форм неосознаваемого психического отражения и новых структурных единиц деятельности» (Тихомиров, 1984, с. 86). Идея Выготского о том, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, легла в основу построения принципа психологического объяснения в подходе Тихомирова к анализу мышления.
Становление личности человека. Процесс и проблемы становления личности
Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, а «Я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями его жизненного пути.
Современная мифология как форма религиозного сознания
Мифы могут возникать как при недостатке информации в обществе, так и ее избытке. В этом плане показательно то, что XX век характеризуют как век "информационного взрыва". Последствия этого "взрыва" для массового сознания и современного общества связаны с рядом существенных моментов. Массовое сознание, подвергаясь глубокому психологическому воздействию со стороны средств массовой информации, является благодатной почвой для формирования мифологии, так как связано с проявлениями коллективного бессознательного. Современная массовая культура стала не только индустрией развлечения, но и индустрией по производству и распространению мифов.
Психолингвистический подход в исследовании политического сознания индивида
Политическое сознание является субъективным компонентом политического процесса. Оно одновременно и пассивно, так как отражает политическую действительность в сознании индивида, и активно, так как преобразует политический опыт индивида и формирует определенные политические ценности и политические установки, непосредственно влияющие на формирование модели политического поведения. Политическое сознание - явление, прежде всего, общепсихологическое. Оно формируется на основе индивидуально-психологических свойств личности. Кроме рациональных аспектов оно включает в себя аффективные элементы, имеющие значительное влияние на действия субъекта в политическом процессе.
Личность и научное познание
Потребности личности в знаниях заданы ее принадлежностью к определенным социальным группам и обществу. Чтобы стать мотивом деятельности, потребность в знаниях должна отобразиться с сознанием личности. Это отражение может быть более или менее полным, а иногда и превратным, так как каждый человек планирует и осуществляет свою деятельность в соответствии с конкретными разнообразными обстоятельствами жизни, руководствуясь личным опытом. Освоение научных знаний расширяет горизонт видения мира, развивает познавательные способности, формирует творческий потенциал личности. В то же время следует отметить, что знания необходимый, но не достаточный ориентир, если их усвоение происходит в отрыве от других ценностных ориентиров (нравственных норм, общественного идеала и других).
Категория "самосознания": аспекты теоретического исследования
Одной из особенностей категории "самосознание" является то, что она многократно становилась предметом научного (прежде всего философского и психологического) анализа. Это можно объяснить важностью, многоуровневостью и широтой проблемы, тем, что наряду с проблемой сознания, бессознательного, личности, деятельности, психики, она относится к числу базовых в психологии.
Влияние массовой культуры на психологию человека в условиях информационного общества
Критики массовой культуры подчеркивают, что улучшение материального благосостояния масс сопровождается духовной деградацией и деперсонализацией человека. Это затрудняет процесс личностной индивидуации. Для человека-массы современная жизнь оказалась слишком сложной для постижения, и он выстраивает ее по усредненной модели, подгоняя к шаблонам и привычным моделям. Массовое сознание подвергается манипулированию в глобальном масштабе. Массовый характер демократии создает большую вероятность функционирования неквалифицированной власти.
Психологическая доктрина речевого воздействия
Так, в 1903 г. В.М. Бехтерев в книге "Внушение и его роль в общественной жизни" описывает явление массового внушения под влиянием так называемого "психического заражения", при передаче информации с помощью разных знаковых систем. Личность непосредственно не участвует в этом процессе, происходит определенная манипуляция сознанием, вторжение в него посторонней идеи. Производится ли внушение словами или другими знаками, "везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизиологического состояния".
Сознание и бессознательное (К. Г. Юнг)
Как впервые появляется сознание? Никто не может ответить на этот вопрос с полной уверенностью, но у нас есть возможность наблюдать за тем, как маленькие дети становятся сознательными. Любой из родителей может наблюдать этот процесс, если обратит на него внимание. И то, что мы здесь видим, сводится к следующему: когда ребенок узнает кого-то или что-то, когда он «знает» (knows) человека или вещь, тогда мы считаем, что ребенок обладает сознанием. Потому-то, бесспорно, в райском саду именно древо познания принесло такой роковой плод. Но что такое узнавание или «знание» в этом смысле? Мы говорим о «знании» чего-либо, когда нам удается связать новое восприятие е уже существующим фоном или контекстом таким образом, что мы удерживаем в сознании не только данное восприятие, но и части этого контекста. Следовательно, «знание» основывается на воспринимаемой связи между психическими содержаниями. Мы ничего не можем знать о содержании, которое ни с чем не связано, и мы не способны даже осознать это, пока наше сознание будет находиться на таком низком, начальном уровне. Соответственно этому, первая ступень сознания, доступная нашему наблюдению, заключается в простой связи между двумя или более психическими содержаниями. На этом уровне сознание оказывается лишь спорадическим, будучи ограниченным восприятием нескольких связей, и его содержание не запоминается надолго.