ПСИХОДРАМА (англ. psychodrama) — направление групповой психотерапии, использующее в качестве основной техники сценическую форму действия. Основоположником П. был Я. Морено (Moreno). Годом рождения П. считается 1921 г., когда был создан проект «Театр спонтанности». Морено следовал идее о том, что в основе человеческого существования лежит двойной принцип спонтанности и творчества. Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно для проработки проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод, он выделяет 5 основных инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат вспомогательных помощников (или вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из этих элементов играет определенную роль. Так, сцена дает пациенту жизненное пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить себе самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты и объекты, но и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации находят себе место. Сам субъект (протагонист в терминах П.) при этом должен реализовывать на сцене тот или иной элемент своей частной, конкретной жизни. В рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту ситуацию, в которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно которому в ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и внутренних, и реальных. Как пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее вызывают». Режиссер П. выступает в качестве постановщика, терапевта и аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя прямым указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует с пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он предлагает свои интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы, играющие значимых в жизни пациента людей. Они одновременно являются «дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к самому пациенту, проигрывая его ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в П., но присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее, осуществляют воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются в позиции пациента, воспринимая и сопереживая разворачивающемуся действию. Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую сплоченность и групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи протагонисту, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к протагонисту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет др. участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть П., в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.
В целом, метод П. имеет своей целью помочь людям научиться решать свои проблемы в рамках микрокосма группы, свободной от обычных социальных норм и правил, через проигрывание своих фантазий, проблем, страхов и т. п. (А. А. Корнеев.)

 

Популярные темы



Категории словаря

Возрастная психология Гуманитарные науки Другие Зоопсихология Инженерная психология Информационно-кибернетические науки История психологии Культурно-историческая психология Лингвистика Медико-биологические науки Медицинская психология Методы психологии Направления психологии Нейропсихология Общенаучные понятия Отрасли психологии Патопсихология Педагогическая психология Персоналии Поведенческая психология Психоанализ Психогенетика Психокоррекция Психолингвистика Психология воли Психология деятельности Психология искусства Психология мотивации Психология мышления и воображения Психология ощущений и восприятия Психология памяти Психология развития Психология творчества Психология труда Психология управления Психология эмоций Психометрика Психомоторика Психосемантика Психотерапия Психофармакология Психофизиология Сексология Социальная психология Специальная психология Сравнительная психология Эргономика Этнография Этология Юридическая психология
Поиск по сайту

Новые тесты

Новые статьи



Как правильно спорить с мужем?




Как завоевать уважение окружающих




Как побороть страх и неуверенность в себе?




10 способов поднять себе настроение




Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации?

Как сделать брак благополучным?




Планирование и его опасности




Психология спорта: дыхание и состояние




Это интересно

Популярные тесты

Популярные статьи

2010-2018 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на