НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ (англ. involuntary memorizing) — процесс запоминания, протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Н. з. — продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность Н. з. зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Как показали исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности Н. з. важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется Н. з., последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Н. з. — ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.
Операциональный состав Н. з. изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности уч-ся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать специальную систему этих действий. Обязательное условие такой системы — включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего. (См. также Теория поэтапного формирования умственных действий.)
Основной методический прием для изучения Н. з. состоит в том, что субъекту предлагается выполнить к.-л. деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)

Категории: Психология памяти
 

Популярные темы



Категории словаря

Возрастная психология Гуманитарные науки Другие Зоопсихология Инженерная психология Информационно-кибернетические науки История психологии Культурно-историческая психология Лингвистика Медико-биологические науки Медицинская психология Методы психологии Направления психологии Нейропсихология Общенаучные понятия Отрасли психологии Патопсихология Педагогическая психология Персоналии Поведенческая психология Психоанализ Психогенетика Психокоррекция Психолингвистика Психология воли Психология деятельности Психология искусства Психология мотивации Психология мышления и воображения Психология ощущений и восприятия Психология памяти Психология развития Психология творчества Психология труда Психология управления Психология эмоций Психометрика Психомоторика Психосемантика Психотерапия Психофармакология Психофизиология Сексология Социальная психология Специальная психология Сравнительная психология Эргономика Этнография Этология Юридическая психология
Поиск по сайту

Новые тесты

Новые статьи



Как правильно спорить с мужем?




Как завоевать уважение окружающих




Как побороть страх и неуверенность в себе?




10 способов поднять себе настроение




Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации?

Как сделать брак благополучным?




Планирование и его опасности




Психология спорта: дыхание и состояние




Это интересно

Популярные тесты

Популярные статьи

2010-2018 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на