ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability formation). Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Общепринято в отечественной психологии считать способности прижизненно складывающимися психическими свойствами индивида. Ф. с. происходит на основе врожденных задатков способностей. Однако вопрос о природе задатков и их роли в Ф. с. является дискуссионным. По мнению одних авторов (Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов и др.), задатки специфичны по отношению к способностям, хотя и многозначны (т. е. одни и те же способности могут формироваться на основе разного сочетания задатков). По мнению др. (А. Н. Леонтьев), задатки вообще не специфичны по отношению к собственно человеческим способностям и последние целиком формируются в процессе усвоения (присвоения) социального опыта. Ф. с. происходит в процессе усвоения тех видов деятельности, для осуществления которых эти способности необходимы. Но если приобретение знаний, умений и навыков — это прямой результат обучения деятельности, то Ф. с. при существующих формах обучения выступают его косвенным, побочным результатом. Леонтьевым была поставлена задача перехода к прямому Ф. с., созданию «педагогики способностей». Трудность ее решения состоит в отсутствии четких знаний о психологической природе способностей и закономерностей их формирования. В ряде исследований развития способностей у детей (В. И. Киреенко, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий и др.) дается описание психических свойств, выступающих в качестве способностей к определенным видам деятельности, и вскрываются условия, способствующие их совершенствованию. Ведутся интенсивные исследования умственных способностей ребенка: разрабатываются методы их диагностики и изучаются возможности их целенаправленного формирования в дошкольном и школьном возрасте. См. также Психогенетика, Психодиагностика, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Тесты способностей.

 

Популярные темы



Категории словаря

Возрастная психология Гуманитарные науки Другие Зоопсихология Инженерная психология Информационно-кибернетические науки История психологии Культурно-историческая психология Лингвистика Медико-биологические науки Медицинская психология Методы психологии Направления психологии Нейропсихология Общенаучные понятия Отрасли психологии Патопсихология Педагогическая психология Персоналии Поведенческая психология Психоанализ Психогенетика Психокоррекция Психолингвистика Психология воли Психология деятельности Психология искусства Психология мотивации Психология мышления и воображения Психология ощущений и восприятия Психология памяти Психология развития Психология творчества Психология труда Психология управления Психология эмоций Психометрика Психомоторика Психосемантика Психотерапия Психофармакология Психофизиология Сексология Социальная психология Специальная психология Сравнительная психология Эргономика Этнография Этология Юридическая психология
Поиск по сайту

Новые тесты

Новые статьи



Как правильно спорить с мужем?




Как завоевать уважение окружающих




Как побороть страх и неуверенность в себе?




10 способов поднять себе настроение




Какая помощь нужна человеку в стрессовой ситуации?

Как сделать брак благополучным?




Планирование и его опасности




Психология спорта: дыхание и состояние




Это интересно

Популярные тесты

Популярные статьи

2010-2018 Psyhodic.ru
Все замечания, пожелания и предложения присылайте на